MENUMENU

Деятельность

Инновации

Технология «холодного ресайклинга»

С 2014 года начато опытное применение технологии холодной регенерации дорожных одежд, или ресайклинга, предполагающая измельчение и повторное использование большей части материалов существующей конструкции, с добавлением новых материалов. Это удешевляет производство работ за счёт снижения потребности в материалах и их доставке на объекты, а требуемые показатели прочности и долговечности конструкций достигаются введением в перемешиваемый объём различных вяжущих: минеральных (цемента), органических (битума или битумной эмульсии) или комплексных (смеси цемента и органического вяжущего). Технология позволяет также приготавливать укреплённые грунты для устройства верхних слоёв земляного полотна, чем достигается дополнительная экономия каменных материалов при одновременном повышении долговечности и надёжности конструкций.

В сезоне 2018 года на дорогах Алтайского края использовалось уже 4 ресайклера, с применением которых организовано строительство таких крупных объектов, как автодорога «Табуны-Александровка» протяжённостью 7,8 км в Табунском районе и «Подъезд к с. Кызылту» протяжённостью 5,3 км в Панкрушихинском районе. При этом за счёт снижения потребности в инертных материалах только на этих объектах получена экономия до 10 миллионов рублей. В планах 2019 года приобретение ещё нескольких единиц подобной техники.

Также технология ресайклинга массово применена при ремонте и капитальном ремонте существующих автомобильных дорог, в 2018 году отремонтировано 10 участков автомобильных дорог общей протяжённостью более 85 километров.

Вспененный битум

С 2018 года начато применение вспененного битума в качестве вяжущего при выполнении холодной регенерации дорожных одежд. При этом установлено, что отечественные нормативная база и технологические документы на выполнение ресайклинга с применением вспененного битума недостаточно подробны и не описывают всех технических нюансов процесса. В рамках программы научно-исследовательских работ в 2018 году разработан стандарт организации КГКУ «Алтайавтодор» «Применение вспененного битума в технологии холодной регенерации дорожных покрытий». Стандарт утверждён и введён в действие с февраля 2019 года и доступен для широкого применения в дорожном хозяйстве края.

В 2018 году технология приготовления асфальтобетона на вспененном битуме была опробована Северо-Восточным ДСУ. При ремонте автомобильной дороги «Белоярск — Заринск» был устроен опытный участок покрытия протяжённостью до 2 километров. На 2019 год планируется наблюдение за участком, изучение и оптимизация технологических процессов и разработка стандарта организации, работа будет выполнена в рамках программы научно-исследовательских работ.

С 2017 года подрядными организациями начато опытное применение асфальтобетонных смесей с учётом дополнительных требований по устойчивости смесей к колееобразованию по ПНСТ 183-2016, 184-2016. В 2018 году, с учётом накопленного опыта в части подбора составов смесей, подрядными организациями на ряде объектов используются асфальтобетонные смеси, соответствующие национальным стандартам ПНСТ 183-2016, 184-2016, устанавливающих гармонизированные с европейскими требования к показателям материала. В 2019г. планируется переход на применение асфальтобетонов, соответствующих новым требованиям, на всех капиталоёмких объектах строительства, реконструкции, капремонта и ремонта автомобильных дорог.

Системы автоматического нивелирования и управления строительными машинами

При ремонте автомобильной дороги «Поспелиха – Курья – Третьяково – граница республики Казахстан», участок км 17+000 – 18+000 (работы выполнены ГУП Южное ДСУ в 2018 году), было проведено опытное внедрение системы автоматического нивелирования и управления рабочими органами строительных машин. При этом на основе заранее созданной цифровой модели объекта в реальном времени обеспечивается автоматизированное задание рабочих отметок при возведении различных конструктивных слоёв дорожной одежды, обеспечивается точное соответствие высотных отметок и геометрических параметров слоёв проектным данным. За счёт автоматизации достигается экономия ресурсов и времени при производстве работ. Минимизируются трудозатраты, увеличивается точность и скорость ведения строительства.

При опытных работах индикаторной системой были оборудованы дорожная фреза и автогрейдер, что позволило реализовать комплексный подход в использовании 3D-систем на этапах подготовительных работ и устройства основания (в части задания отметок и толщины слоя).

Технология «НовоЧип»

Ремонт автомобильной дороги «Подъезд к г. Барнаул» (правобережный тракт), км 0+000 – 4+000, выполненный в рамках государственной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», осуществлён с применением технологии устройства тонкослойных покрытий по типу «НовоЧип». Эта технология несколько лет применяется в Алтайском крае при устройстве слоёв износа, и успела хорошо себя зарекомендовать, в том числе на дорогах с тяжёлым интенсивным движением (например, на федеральной дороге Р-256 «Новосибирск – Бийск – государственная граница с Республикой Монголия»).

Технология предусматривает устройство слоя износа из многощебенистой асфальтобетонной смеси минимальной толщины (25-40 мм), с нанесением вяжущего, непосредственно в зоне распределения, материала. Этим обеспечивается отличное сцепление с нижележащими слоями, а за счёт малой толщины слоя – снижение потребности в каменных материалах при увеличении темпов устройства покрытия. При этом ровность верхнего слоя достигается за счёт строгого соблюдения высотных отметок при подготовке существующего покрытия к ремонту или при устройстве выравнивающего слоя, если он предусмотрен. Прочностные характеристики обеспечиваются нижними слоями конструкции.

Укрепление опасных склонов

Начиная с 2014 года в связи с активным строительством транспортной инфраструктуры в предгорных и горных районах, направленным на развитие туризма, в дорожном комплексе Алтайского края внедрены в практику габионные конструкции, позволяющие стабилизировать и укрепить опасные склоны, создавать подпорные стены и надёжные основания для искусственных сооружений с широким использованием местного материала.

Энергонезависимые системы освещения

Расширяется применение энергонезависимых систем освещения мест повышенной опасности – пешеходных переходов, остановок маршрутного транспорта. Устанавливаются светильники, питающиеся от подзаряжаемых автономных источников; подзарядка осуществляется от ветрогенераторов и солнечных батарей, используются энергосберегающие источники света. Эта схема освещения удобна в случае, если для подключения к энергосети требуется прокладка кабеля на значительное расстояние и установка большого количества опор.
В 2018 году было выполнено освещение нескольких десятков пешеходных переходов, разработаны типовые схемы организации освещения, которые позволяют выполнить привязку практически к любым условиям. В 2019 году работы, направленные на повышение безопасности пешеходов и снижение травматизма и смертности на автомобильных дорогах, продолжаются.

С 2014 года при управлении по транспорту и дорожному хозяйству Министерства транспорта Алтайского края функционирует научно-технический совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы применения передовых технологий и инновационных решений в сфере строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог на территории Алтайского края. На сегодняшний день прошло уже двенадцать заседаний НТС, на каждом из которых рассмотрены группы вопросов, определяющих техническую политику и стратегию развития дорожного комплекса на ближнюю и среднесрочную перспективы, а также продемонстрированы результаты внедрения новых материалов и методов производства работ.

Результаты научно-исследовательских
и внедренческих работ

Инновации

Технология «холодного ресайклинга»

С 2014 года начато опытное применение технологии холодной регенерации дорожных одежд, или ресайклинга, предполагающая измельчение и повторное использование большей части материалов существующей конструкции, с добавлением новых материалов. Это удешевляет производство работ за счёт снижения потребности в материалах и их доставке на объекты, а требуемые показатели прочности и долговечности конструкций достигаются введением в перемешиваемый объём различных вяжущих: минеральных (цемента), органических (битума или битумной эмульсии) или комплексных (смеси цемента и органического вяжущего). Технология позволяет также приготавливать укреплённые грунты для устройства верхних слоёв земляного полотна, чем достигается дополнительная экономия каменных материалов при одновременном повышении долговечности и надёжности конструкций.

В сезоне 2018 года на дорогах Алтайского края использовалось уже 4 ресайклера, с применением которых организовано строительство таких крупных объектов, как автодорога «Табуны-Александровка» протяжённостью 7,8 км в Табунском районе и «Подъезд к с. Кызылту» протяжённостью 5,3 км в Панкрушихинском районе. При этом за счёт снижения потребности в инертных материалах только на этих объектах получена экономия до 10 миллионов рублей. В планах 2019 года приобретение ещё нескольких единиц подобной техники.

Также технология ресайклинга массово применена при ремонте и капитальном ремонте существующих автомобильных дорог, в 2018 году отремонтировано 10 участков автомобильных дорог общей протяжённостью более 85 километров.

Вспененный битум

С 2018 года начато применение вспененного битума в качестве вяжущего при выполнении холодной регенерации дорожных одежд. При этом установлено, что отечественные нормативная база и технологические документы на выполнение ресайклинга с применением вспененного битума недостаточно подробны и не описывают всех технических нюансов процесса. В рамках программы научно-исследовательских работ в 2018 году разработан стандарт организации КГКУ «Алтайавтодор» «Применение вспененного битума в технологии холодной регенерации дорожных покрытий». Стандарт утверждён и введён в действие с февраля 2019 года и доступен для широкого применения в дорожном хозяйстве края.

В 2018 году технология приготовления асфальтобетона на вспененном битуме была опробована Северо-Восточным ДСУ. При ремонте автомобильной дороги «Белоярск — Заринск» был устроен опытный участок покрытия протяжённостью до 2 километров. На 2019 год планируется наблюдение за участком, изучение и оптимизация технологических процессов и разработка стандарта организации, работа будет выполнена в рамках программы научно-исследовательских работ.

С 2017 года подрядными организациями начато опытное применение асфальтобетонных смесей с учётом дополнительных требований по устойчивости смесей к колееобразованию по ПНСТ 183-2016, 184-2016. В 2018 году, с учётом накопленного опыта в части подбора составов смесей, подрядными организациями на ряде объектов используются асфальтобетонные смеси, соответствующие национальным стандартам ПНСТ 183-2016, 184-2016, устанавливающих гармонизированные с европейскими требования к показателям материала. В 2019г. планируется переход на применение асфальтобетонов, соответствующих новым требованиям, на всех капиталоёмких объектах строительства, реконструкции, капремонта и ремонта автомобильных дорог.

Системы автоматического нивелирования и управления строительными машинами

При ремонте автомобильной дороги «Поспелиха – Курья – Третьяково – граница республики Казахстан», участок км 17+000 – 18+000 (работы выполнены ГУП Южное ДСУ в 2018 году), было проведено опытное внедрение системы автоматического нивелирования и управления рабочими органами строительных машин. При этом на основе заранее созданной цифровой модели объекта в реальном времени обеспечивается автоматизированное задание рабочих отметок при возведении различных конструктивных слоёв дорожной одежды, обеспечивается точное соответствие высотных отметок и геометрических параметров слоёв проектным данным. За счёт автоматизации достигается экономия ресурсов и времени при производстве работ. Минимизируются трудозатраты, увеличивается точность и скорость ведения строительства.

При опытных работах индикаторной системой были оборудованы дорожная фреза и автогрейдер, что позволило реализовать комплексный подход в использовании 3D-систем на этапах подготовительных работ и устройства основания (в части задания отметок и толщины слоя).

Технология «НовоЧип»

Ремонт автомобильной дороги «Подъезд к г. Барнаул» (правобережный тракт), км 0+000 – 4+000, выполненный в рамках государственной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», осуществлён с применением технологии устройства тонкослойных покрытий по типу «НовоЧип». Эта технология несколько лет применяется в Алтайском крае при устройстве слоёв износа, и успела хорошо себя зарекомендовать, в том числе на дорогах с тяжёлым интенсивным движением (например, на федеральной дороге Р-256 «Новосибирск – Бийск – государственная граница с Республикой Монголия»).

Технология предусматривает устройство слоя износа из многощебенистой асфальтобетонной смеси минимальной толщины (25-40 мм), с нанесением вяжущего, непосредственно в зоне распределения, материала. Этим обеспечивается отличное сцепление с нижележащими слоями, а за счёт малой толщины слоя – снижение потребности в каменных материалах при увеличении темпов устройства покрытия. При этом ровность верхнего слоя достигается за счёт строгого соблюдения высотных отметок при подготовке существующего покрытия к ремонту или при устройстве выравнивающего слоя, если он предусмотрен. Прочностные характеристики обеспечиваются нижними слоями конструкции.

Укрепление опасных склонов

Начиная с 2014 года в связи с активным строительством транспортной инфраструктуры в предгорных и горных районах, направленным на развитие туризма, в дорожном комплексе Алтайского края внедрены в практику габионные конструкции, позволяющие стабилизировать и укрепить опасные склоны, создавать подпорные стены и надёжные основания для искусственных сооружений с широким использованием местного материала.

Энергонезависимые системы освещения

Расширяется применение энергонезависимых систем освещения мест повышенной опасности – пешеходных переходов, остановок маршрутного транспорта. Устанавливаются светильники, питающиеся от подзаряжаемых автономных источников; подзарядка осуществляется от ветрогенераторов и солнечных батарей, используются энергосберегающие источники света. Эта схема освещения удобна в случае, если для подключения к энергосети требуется прокладка кабеля на значительное расстояние и установка большого количества опор.
В 2018 году было выполнено освещение нескольких десятков пешеходных переходов, разработаны типовые схемы организации освещения, которые позволяют выполнить привязку практически к любым условиям. В 2019 году работы, направленные на повышение безопасности пешеходов и снижение травматизма и смертности на автомобильных дорогах, продолжаются.

С 2014 года при управлении по транспорту и дорожному хозяйству Министерства транспорта Алтайского края функционирует научно-технический совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы применения передовых технологий и инновационных решений в сфере строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог на территории Алтайского края. На сегодняшний день прошло уже двенадцать заседаний НТС, на каждом из которых рассмотрены группы вопросов, определяющих техническую политику и стратегию развития дорожного комплекса на ближнюю и среднесрочную перспективы, а также продемонстрированы результаты внедрения новых материалов и методов производства работ.

Результаты научно-исследовательских
и внедренческих работ

  • Барнаул
    ул. Папанинцев, 105
  • +7 (3852) 36-78-79
    приемная